Готы как они есть.
Я себя готом назвать не могу, готичное и готы непосредственно входят в поле моих интересов. У меня на принадлежность к этой субкультуре, как в прочем и к любой другой есть свой взгляд, который я поясню ниже. Так что приведенная ниже писанина – это моё личное мнение и мои наблюдения. Дополнения к наблюдениям и другие мнения приветствуются.
1. Что такое готика? Кого можно назвать готами?
Предисловие. В общем о структуре личности и субкультурах.
Каждая человеческая личность уникальна, у каждого свой путь в этой жизни, поэтому у каждого человека свой уникальный набор представлений о жизни, идеалов, целей, принципов, интересов. Если очень укрупнёно посмотреть на составляющие части личности у каждого можно выделить области интересов. Они не являются случайными, они обязательно взаимосвязаны между собой и тесно переплетены. Некоторые области интересов чаще встречаются в одном и том же теле, некоторые реже. Конечно же и их весомость различается и можно выделить главные и второстепенные. Кроме того они, эти интересы, могут быть как общепризнанными и общеодобряемыми, узкоспециальными (отражающие особенности профессиональной деятельности), так и маргинальными, выходящими за рамки усреднённого социума, которые являют себя большинству людей чемто непонятными.
Часто негативное отношения социума к маргинальным личностям и маргинальным интересам объясняется именно непониманием и неприятием, для человека такая позиция вполне естественна. Ведь обычно первое, что бросается в глаза, когда о чем-либо надо составить представление, – самое вычурное, самое яркое, самое плохое и лишь изредка – самое хорошее. Никто не хочет вникать в то, что ему не интересно, поэтому первое впечатление часто и становится последним – Вердиктом без права обжалования. Вот так и о готах формируется негативное представление. Однажды увидев пьяного ребёнка режущего вены… Тех же детишек или подростков творящих бесчинства на кладбищах… Извечно выслушивая от человека одни лишь рассказы о том как всё плохо, что он не хочет жить и тому подобное. Тот же, кто обладает устоявшейся жизненной позицией, не так выделяется и западает в память в качестве стереотипного примера. Этот человек конечно может и шокировать своим внешним видом, поведением, интересами, но они вызывают уважение. Наличие внутреннего стержня чувствуется на подсознательном уровне. Чувствуется ВСЕМИ!
По одной из главенствующих у человека линий интересов можно отнести его к некоторой субкультуре. Поскольку редко человек является носителем одного ярковыраженного интереса, который очень сильно превалирует над всеми остальными, можно говорить, что этот конкретный человек имеет в большей или меньшей степени отношение к данной субкультуре. Соответственно и её особенности, характерное поведение в нём будет проявляться частично. Называя такого человека одним лишь заглавным словом одной из субкультур, куда он входит, к которой он имеет отношение, мы лишаем его индивидуальности, а при рассмотрении или попытке проанализировать-понять его поведение получается масса нестыковок. Отсюда и растут корни всех этих разборок ТруЪ-НЕтруЪ. Подоплёвка у которых на самом деле одна и та же – выявление своих и чужих, какие инстинкты под этим лежат дело третье…
Некоторые субкультуры в силу своей схожести часто пересекаются, создавая таким образом в рамках общности (т.е. выбранной в качеств главной линии для конкретного человека/группы людей одной субкультуры) выделяющиеся течение со своим особым колоритом.
Схематическое изображение пересечения субкультур относительно готической
Ну а теперь о готах =)
Как говорит предание, готическое движение является развитием пост-панк культуры. Сейчас об этом сложно судить, так как те времена поколение конца 80-х – начала 90-х годов ХХ-века не застало. Готы характеризуется приверженностью к так называемой «тёмной романтике» (она же готическая эстетика, готическое мировоззрение и т.п.) и взглядом на жизнь с большой примесью густых чёрных тонов при относительном неприятии «нормального» жизневосприятия. Это неприятие нормальности носит обычно НЕ ярко выраженную враждебность или полное отрицания, а скорее отношение как к чужому или безразличному.
Тёмная романтика
«Тёмная романтика» и эстетика объединяет в себе массу взглядов, общим для которых является приятие и восторгание сторонами жизни, которые общепринято считать отрицательными, грустными, мрачными, табуироваными. Конечно же не всё отрицательное, грустное, мрачное и табуированое имеет отношение к предмету рассмотрения, но в целом это объединяющее начало.
Следуют отметить ВАЖНУЮ особенность «тёмной романтике», отличающую её от трэша и хоррора, – в целом и в идеале ей чужд брутализм, жажда разрушения, насилие направляемое во вне, и наоборот есть устремление к утончённости, поэтизации, аристократизму. Если же эти, чуждые элементы и присутствуют, то обязательно в соответствующем обрамлении и эстетике.
Дальше отмечу наиболее характерные тематики и основополагающие факторы:
- СМЕРТЬ, всё что связано со смертью, кладбищенская эстетика, обряды и символы различных культур. Это как общеизвестные для христианской культуры, так и характерные для других существующих сейчас или существовавших ранее культур:
- элементы древнеегипетского культа, в частности можно сказать самый яркий и часто встречающийся среди готического движения символ – Анк (Ankh), древнеегипетский символ вечной жизни.
- кельтская культура и мотивы
Кельский крест, в разных вариациях его можно увидеть у многих представителей неформальных движений в том числе и готов
- германо-скандинавская языческая культура, руны в частности
- НОЧЬ и всё что с ней связано:
- Темное время суток
- Луна, лунный свет
- Ночные демоны и обряды (см. дальше)
- заброшенности и архитектурное наследие отдалённого прошлого:
- «тёмное средневековье», временам господства готического и предшествовавшего ему романского стилей, инквизиции
- наследие других культур которое своей древностью, состоянием сохранности или особенностями культа навевает меланхоличные, мрачные эмоции, обладает ярко выраженной атмосферой забытья и т.п.
- БОЛЬ, то что ассоциируется с болью, причинение боли, различные садо-мазо проявления
- ДЕПРЕССИЯ, мрачность, негативное состояние духа, уныние, слёзы (грусти, а не показных рыданий эмокидов), ощущение безысходности, одиночество
- ДЕМОНЫ и МИСТИЦИЗМ:
- вампиры и всё что с ними связано
- ликантропия и оборотни
- феи
- серебро как основной металл для различных символических атрибутов и украшений. Видимо это связано с тем, что ему ещё издревле приписываются магические свойства, способность оказывать действие на нечисть.
- ….
- ЗЛО, не само зло как таковое и злое поведение, а какие-то отдельные элементы ассоциируемые со злом, эстетика зла, своеобразное прикосновение к грани.
- ДОЖДЬ, дождливая погода, прогулки под дождём, туман.
- Осень, опавшие листья, дожди, глинтвейн, ещё не слишком холодные лунные ночи, природа готовится ко сну. Довольно спорный пункт, но такая линия просматривается.
- цветовая гамма:
- черный цвет
- контраст черное и белое
- красный цвет и «кровавая» тона
- гораздо реже возможны другие цвета, подчеркивающие холод, бледность, старость..
Таким образом «тёмная романтика» – своеобразное противопоставление общепринятым канонам, для которых соответственно характерно поклонение свету, солнцу, дню, радости (имеется ввиду именно радостная весёлость возникающая от «хорошести» жизни, приятных моментов в которых исключён негативный оттенок), жизни, рождению, добру, весна и лето. В Тёмной романтике же характерно смакование обратных оттенков жизни, тут может быть и бурная радость, восторг! Только вызываются они другими причинами, которые к тому же могут казаться несовместимыми и нелогичными. «Тёмная романтика» это Свет во Тьме или Тёмный Свет. Это не чтото абсолютно уникальное, возникшее в последние 2-3 десятилетия, существует множество описаний сходных суждений в трудах философов всех культур и времён, возможно за исключением самых примитивных. Это и принцип Инь–Янь (и соответствующий символ), это и Чернобог – Белобог, это и Падший Ангел, это и птица Феникс возрождающаяся из пепла и многое другое.
Так кто же такие готы?
Я не случайно во главе всего поставил «тёмную романтику», не продолжив список музыкой, имиджем, литературой, архитектурой.. потому что всё это как суть внешние проявления внутреннего содержания. Наше мировоззрение является первичным относительно внешних проявлений жизнедеятельности, хотя конечно есть и обратный эффект. Приверженность «тёмной романтике» собственно и делает тех, кого называют готами.
2. Готическая субкультура.
Готическая субкультура как явление объединяет все сферы жизни характерные для готов. Это как направления музыки, так и некоторые жанры литературы, поэзии, изобразительного творчества, архитектуры, так и вполне осязаемые тенденции готической моды. Дальше по порядку.
Музыка. Можно выделить два подтипа «готической музыки»:
- Стили музыки которые исторически стояли у истоков субкультуры, если рассматривать её как один из вариантов музыкального течения с сопутствующими атрибутами. Эти стили – непосредственно готик-рок и готик-метал. В данное время и в данной локации (напоминаю – это от более общего к частному пост-СССР (СНГ), Украина, Запорожье) такой подход относительно фотрмирования готического движения не применим. Много ли знаете людей, которых можно считать готами, которые выросли собственно говоря на готик-роке и готик-метале? Всё-таки на западе своя специфика. К тому же на формирование музыкальных предпочтений, с последующей принадлежностью к какой-либо «музыкальной» субкультуре, больше оказывают соответствующие черты личности.
- Другие стили на современном этапе развития, или стили ранее значительно повлиявшие на развитие вышеназванных «прародителей», которые пользуются большой популярностью среди представителей готической субкультуры и в большей или меньшей степени отвечающие критериям «тёмной романтики», при минимальном количестве противоречий. Т.е. к примеру при ярко выраженной в музыке агрессивности, трэшевости вокала и исполнения её сложно будет назвать готической. На Западе довольно распространено понятие «дарк сцены», в целом оно неплохо очерчивает соответствующий круг исполнителей. Хотя конечно же степень принадлежности у них будет разная, в зависимости от доли других стилевых элементов они будут в большей или меньшей степени «готичными». Если нет приставки готик(gothic) это не значит что музыка неготичная. То что музыка готичная, не значит что она ещё не какая-то другая.
Направления и стили:
Дум(doom) и его ответвления, готик-дум(gothic-doom), симфо-метал (sympho-metal), дарк-фолк (dark-folk), неоклассика, дарквэйв (darkwave), EBM, synth-goth и т.д. - Музыка не относящаяся к готике, но слушаемая готами: Блэк-метал, дэз-метал, трэш, викинг-метал, фолк и другое по вкусу в зависимости от личных пристрастий.
Литература. К «готической» литературе можно отнести произведения пропитанные духом мистицизма, содержащие с своём сюжете отчётливую линию жизни наполненной «тёмной романтикой» или важные сюжетные события подчёркивающие соответствующие, «готические», стороны жизни, а так же пропитанная особым черным юмором и насмешкой над смертью. Часто содержит в себе в качестве главных действующих лиц вампиров, оборотней ведьм и т.п. Готическая литература как литература соответствующего исторического периода средневековья к предмету обсуждения не относится.
Характерные произведения и авторы:
Энн Райс(«Интервью с вампиром» и др.), Говард Лавкрафт, Брэм Стокер («Дракула»), Мэри Шелли( «Франкенштейн, или современный Прометей»), Эдгар По и прочие.Архитектура. Есть собственно готический стиль архитектуры, переживавший свой расцвет в Европе в XII-XVв. Дальше хорошо бы про него отдельную статью Так же к готической субкультуре имеют прямое отношение романский стиль, неоготика, некоторые из вариаций современных стилей, а так же большой пласт европейского средневекового наследия: крепости, старинные дома, мануфактуры, мосты и мостики…
Своё место занимают архитектурные строения имеющие отношение к смерти и погребению вне зависимости от того какой культуре они принадлежат.3. Какие бывают готы?
Собственно «чистых» готов довольно мало, хотя бы потому, что интеллектуально развитый человек не может быть ограниченным и замкнуться на одной единственной теме, ну разве что это цель всей жизни. Поэтому обычно у представителя готической субкультуры присутствуют области интересов характерные для других субкультур. Так же можно разделять по возрасту/опытности/устоявшести личности.
Поведенческо-возрастная классификация:
- Бэйби-готы. В принципе ключевое здесь то, что они ещё дети. Возраст 12-17 лет. Они уже представляют себе что такое готика, хотя привлекает здесь скорее внешняя сторона. Характеризуются ярковыраженным протестом-противопоставление и нарочитостью цветов, форм и других атрибутов. Раньше их было заметно больше, часто трепали нервы готам серьёзным и устоявшимся, сейчас же пальму первенства переняли эмо.
- Готы, просто и незатейливо. Большая часть так сказать активного контингента субкультуры вообще. Возраст 16-22 года. Уже нормально чувствуют и понимают что это вообще за субкультура, хотя наверное несколько повышенно акцентируют своё внимание на внешнем виде и том что надо соответствовать канонам. Обычно как люди уже достаточно адекватны, вены не режут, кровь пьют нечасто, на кладбищах слишком сильно не шумят, хотя могут напиться там, улечься спать или заниматься сексом. Активно ходят на готтусовки и стремятся побольше контактировать с себе подобными. (Другие социальноактивные юноши и девушки в этом возрасте в принципиальном плане отличаются мало, ну разве что не на кладбище и вместо насилия над собой (порезать вены, пустить кровь себе) занимаются гоп стопом, напиваются на даче, бью комуто морду. Несоциально активные от несоциальноактивных готов поведением отличаются мало. Ну «тёмная романтика» накладывает отпечаток вот и всё.)
- Олдовые готы. Это уже чтото понявшие, повидавшие в жизни люди, у которых начинается новый жизненный этап, или вот-вот предстоит и они это осознают. Возраст 20-26 лет. Как-правило готика с ихней сущностью уже прочно срослась, не имеют необходимости какие-то свои «труёвые» особенности выпячивать. Чёрная и в готической эстетике одежда уже неоригинально, она просто какая-то своя родная. Есть обычно и другие интересы в жизни, то ли то музыка искусство, спорт, эзотерика…, которым они с должной степенью отдаются. В глобальном плане висит где-то перспектива создания семьи, или она уже есть. До тусовок уже как-то не такое отношение как на предыдущем этапе, это либо конкретные интересные люди, либо места, события (концерты).
- Элита =) Те которые остались готами по жизни, ихняя профдеятельность или увлечение как-правило как-то связано с музыкой, искусством готической направленности. Они чтото творят высокое или просто живут прежними идеалами. С людьми предыдущих этапов развития контактируют не очень часто и преимущественно в деловом ключе, или на «готических» мероприятиях (концерты, фестивали).
- Одиночки. Их много. Их бывает трудно заметить, но они есть. На готтусовки не ходят по причине либо невысокой социальной активности, либо большой занятости несмежными интересами. Контактируют с другими готами в личном ключе. Часто подвержены гнетущему одиночеству.
Классификация по течениям и интересам:
- Готы обыкновенные. Довольно стереотипный в плане готической субкультуре персонаж, как правило особо ничем другим сильно не интерисуется, они не ограниченны, просто готическое для них главное в жизни.
- Вампиа-готы. (Vampire goth) Готы исповедующие вампирскую эстетику и в какой-то мере себя отождествляющие с вампирами. Любят «вампирские» имена, вампирские штучки (летучие мыши, Дракула, вампирские клыки), иногда контактные линзы под вампира=) Для девушек в их внешнем виде характерны длинные платья, сапоги, сумочки с вампирами, вампирский макияж и т.п. Иногда отдельно выделяют «викторианских» готов (Victorian goth), в целом это стилевой идеал для вампиа-готов.
Контактные линзы )
Стилистика, характерная для «викторианских» готов - Индастриал-готы (можно ещё их назвать сталкер-готы, в некоторых случаях диггер-готы). Заметное место в их жизни занимает эстетика заброшенностей и постапокалиптического будущего. Любят проводить время в поисках интересных строек, подземных сооружений, заброшенных заводов, бункеров. Одежда может быть как готическая так и индустриально-милитаристическая, особенно при запланированных вылазках. Любят военные ботинки, штаны, кители, различные камуфляжи, костюмы химзащиты, противогазы, иногда специфичную рабочую форму. Музыкальные предпочтения обычно смещены в сторону электронных стилей: darkwave, EBM, другие индустриальные ответвления. От именно индустриальщиков или просто диггеров отличаются взглядами на жизнь, которые характеризует большая замкнутость в себе, мрачность и в целом готичность =)
- Киберготы. Близки по внешнему виду и сути к индастриал-готам. Идеалогический уклон их направлен в эстетику кибернетического будущего и сращением человека и компьютера. Идеал мира чтото вроде описанного в романах Уильяма Гибсона или в фильме «Матрица». Хотя возможно эти люди просто фрики для которых очень притягательна «тёмная сторона»?! Надо будет допросить при ближайшем удобном случае несколько представителей. Во внешнем облике встречаются электронные прибамбасы: провода, чипы; а так же техногенные материалы типа резины-латекса (особенно «фетиш-направленности»), пластинок металла и пластика, противогазы, сварочные очки. Волосы часто ярких кислотных цветов. Музыка с уклоном в электронные стили.
Так могут выглядеть киберготы
Фетиш эстетика и атрибуты - Готы-ролевики. В целом готичные личности, которые любят фэнтезийное творчество, участвуют в ролевых играх. Обычно также любят всё «эльфийское» любят стрелять из лука. Преимущественно девушки. Активно общаются в обоих тусовках – в готической и ролевой. Обычно имидж достаточно стереотипно-готичен с примесью фенечек, кельтских узоров и каких-нибудь эльфийских атрибутов. Музыку слушают готическу и ролевушную.
- Паган-готы. Их концепция мировоззрения является тесной смесью мрачного готического мировоззрения и языческой культуры (обычно скандинавской или славянской). Именно от просто язычников отличаются отсутствием позитивно-солнечной направленности и как правило несколько большей пассивностью характера, что и обуславливает их интерес к «тёмной романтике». Внешний вид их может быть весьма различен от просто «неформальского» и готического до национально-колоритного =) Кроме музыки готической направленности слушают блэк-метал, викинг-метал, фолк, павэр-метал и т.п.
- Файтер-готы (воинственные готы). Иногда попадаются и такие особи мужского пола, исповедуют на фоне отчетливого интереса к «тёмной романтике» сильную страсть к концепции пути воина. Увлекаются контактными единоборствами, интерисуются языческими воззрениями, японскими самураями, восточной философией. Имидж обычно достаточно милитаристричный.
- Готы-андрогины. Сюда относятся девушки и юноши у которых во внешнем облике размыты характерные для каждого из полов атрибуты. Обычно это не какие-то основополагающие убеждения, а имидж и индивидуальные особенности телосложения (высокий рост, сильная худощавость). Для них характерна одежда в стиле «унисекс», а также иногда элементы одежды или макияжа, характерные для представителей другого пола. Например для парней это юбки, тоги, макияж на лице.
© Jotun, 17.03.2009
Источник: Запорожский готический портал
Перепечатка материала разрешена указанием прямой индексируемой ссылки на источник.
- кельтская культура и мотивы
- элементы древнеегипетского культа, в частности можно сказать самый яркий и часто встречающийся среди готического движения символ – Анк (Ankh), древнеегипетский символ вечной жизни.