Готический портал Запорожья  
 
Главная Новости MP3 Фото и картинки Литература Гот FAQ Форум Гостевая Партнеры О нас/Контакты
 
 
Преамбула

     Как известно, любая эпоха масскульта порождает бунт. В средневековье (эпоха тотального христианства) бунтом было дьяволопоклонничество. Во времена эпохи социализма антикультом стала так называемая блатная культура. В популярной музыке тридцатилетней давности бунт нашел свое проявление в субкультуре "Gothic". Как ни прискорбно признавать данный факт, на пост-советское пространство данный жанр вышел совсем недавно и… стал очень модным. К сожалению, наша ментальность, склонная к всевозможным искажениям и девиациям, внесла свою лепту в данную субкультуру, превратив ее в нечто совершенно противоположное изначальному замыслу.

     Целью данного материала автор поставил банальное просвещение заинтересованных слоев населения (имеется в виду так называемая готическая субкультура, её представители и иже с ними). Лично я могу рекомендовать данный материал всем, кто имеет свое, определенное представление о готике, а также журналистам, которые зачастую пишут материалы на эту тему, абсолютно не вникая в ее изначальные корни.

     Готика – очень обширный и интересный жанр. Пришедший из Великобритании, данный пласт музыкальной субкультуры завоевал популярность во всех странах мира. Его происхождение – отдельная история. С неё, наверное, и стоит начать.

…вначале был Панк

     После того, как в конце 70-х панк-рок начал сходить с вершин популярности, многие команды (меньшинство от существовавших) начали экспериментировать с абсолютно новым звучанием. Отрешённый вокал, эхо-гитары, ярко выраженный, индексирующий внимание звук бас-гитары, тексты, содержащие размышления о различных жизненных аспектах... Именно в этот момент и родился новый, однако, в чем-то подражающий своему прародителю (punk’у) стиль – пост-панк (Post-punk).



     Представителями этого времени и стиля можно назвать Siouxsie and the Banshees, Joy Division, Public Image Limited, The Sound, The Birthday Party, Gang of Four, Echo and the Bunnymen, The Psychedelic Furs, The Fall, etc.

USA, как всегда, не в стороне…

     Параллельно с развитием пост-панка в Великобритании - на западном побережье США начинает формироваться свой стиль – десрок (Death Rock) – своеобразная помесь панка и готик-рока. Десрок по своей сути многогранен. Его лирика может быть самосозерцательной, ирреальной, наполненной темами разочарования, потери, депрессии, жизни, смерти и т.д. Вокал изменяется от мелодично-меланхолического до приподнято-издевательского. Многие представители стиля предпочитали, а некоторые всё ещё предпочитают основывать своё творчество на шутливо-юмористическом подходе к horror-темам (пример такого подхода наблюдается в сериалах "The Addams Family", "The Munsters", etc.). Однако нужно отметить, что хоррор-тема не была единственной, откуда десрокеры черпали свои идеи. Большое влияние на их лирическое и визуальное вдохновение оказали сюрреализм, кабаре, различная религиозная иконография (преимущественно католицизм и колдовство) и некоторые другие течения, являвшиеся довольно распространёнными в тот период времени.

     Представители стиля: Christian Death, Kommunity FK, 45 Grave, Voodoo Church, Burning Image, Theatre of Ice, Super Heroines, etc.

Goths undead!

     В конце 70-х музыкальный журнал New Musical Express (NME) использовал термин Goth Rock для описания стиля игры групп: Bauhaus (под влиянием сингла "Bela Lugosi's Dead"), Joy Division и Sioxsie & the Banshees из-за их варварского звучания, основываясь на сравнении с немецкими племенами готов – варваров. И действительно, их звучание казалось варварским, разрушающим все стереотипы. Особенно на фоне новых романтиков (Spandau Ballet, Ultravox, Visage, Japan, ABC, Classix Nouveaux, etc.) и других модных в то время стилей и течений of New Wave. В музыке "готов" преобладали мрачные темы и влияние интеллектуальных направлений: романтизма, нигилизма и тёмной литературы (Gothic Fiction, Horror Books; Films, etc.), что сразу же вывело новое направление на вершины популярности среди гаснущего Punk поколения. В начале 80-х появляются гот-рок группы первой волны, эдакая "гремучая смесь" веяний остатка панка и продолжения пост-панка.


     Этот период времени принёс поклонникам такие группы, как: Bauhaus, The Cure, Siouxsie & The Banshees, Southern Death Cult, Ausgang, Gene Loves Jezebel, Sex Gang Children, Specimen, Play Dead, Danse Society, Alien Sex Fiend, The 13th Chime, Skeletal Family, UK Decay, X-Mal Deutschland, Virgin Prunes, ect.

Пещера "летучих мышей"

     Большой вклад в развитие готической субкультуры внёс лондонский рок-клуб Batcave. Беткейв был ночным клубом и располагался на Meard Street. Изначально клуб позиционировал себя, как площадка для музыкантов-электронщиков. По мере роста популярности готики в плейлисте клуба электронный звук постепенно полностью был замещен гот-роком и пост-панком. Это место по праву носит имя "колыбели" готской субкультуры, поскольку именно оттуда ночные тусовщики разносили информацию о новом течении. В Беткейве пропагандировались horror эстетика (old horror films, themes, image, ect.) и прочий декаданс, так сильно повлиявший на становление современной готической субкультуры.

Второе "вторжение" готов

     К середине 80-х эпоха пост-панка начинает постепенно уходить в историю, уступая дорогу новым стилям и направлениям. Многие группы первой волны к тому времени либо распались, либо изменили свои стилистические приоритеты В тот же промежуток времени готическая субкультура с каждым днём росла и крепла, её представители становятся всё популярнее в широких кругах населения Европы и Америки. Произошло своеобразное слияние goth rock’а и death rock’а, что, в свою очередь, вызвало повышенный интерес к альтернативным направлениям. В рок музыке пришло время нового поколения готов в виде второй волны aka Gothic Rock [Готик Рок]. Группы второй волны, в отличие от первой, довольно часто использовали драм-машину вместо живого ударника и писали несколько мракобесные тексты. Одним из самым ярких представителей того времени по праву считается группа The Sisters Of Mercy. После выхода альбома First and Last and Always (1985) ребята моментально оказываются в рейтинге лучших исполнителей Великобритании. А голос вокалиста "Сестёр Милосердия" Эндрю Элдрича закрепил за ним звание "Крёстного отца готики" ("The Godfather of Goth").



     Благодаря второй волне готической музыки мы можем наслаждаться творчеством таких мастеров своего дела, как: The Sisters of Mercy, The March Violets, Fields of the Nephilim, The Mission UK, Ghost Dance, Red Lorry Yellow Lorry, Clan of Xymox, Pink Turns Blue, ect.

Мелодика варварам не чужда !

     В то же время (80-е годы) во Франции (и некоторых других странах Европы) развивается свой стиль готической музыки Coldwave – Холодная Волна – мелодичный, преимущественно французский пост-панк/готик рок. Ну а что можно хотеть от представителей более мягкой, эстетичной и культурной нации?

     Так появились на свет группы: Asylum Party, Ellysgarden, Little Nemo, Norma Loy, Clair Obscur, End Of Data, Opera Multi Steel, Trisomie 21, Guerre Froide, Opera De Nuit, Siglo XX, L'enfance Eternelle, ect.


     Начало 90-х в Германии и сопредельных ей странах характеризовалось повышенным интересом к стилю Темной волны (Dark Wave). Для него характерно использование в основном синтезаторного звучания, очень редко – гитары или живых ударных. На Дарк Вейв в большей степени повлияли Synthpop, Ambient и Post-Industrial.

     Представители: The Frozen Autumn, Black Tape for a Blue Girl, Deine Lakaien, Sopor Aeternus, Deep Red, Relatives Menschsein, Diary of Dreams ect.


Тёмная сцена

    …C наступлением 90-х годов параллельно начинается развитие псевдоготических стилей, в частности, "готик-металла". Судя по всему, после спада популярности агрессивного и жесткого дэз-металла, продюсеры и музыканты решили немного пофантазировать и разнообразить свой саунд. Недолго думая, они добавили к привычным металл-рифам пафосную псевдо-оперную певичку, синтезатор и орган. Именно так возник пресловутый стиль "gothic metal" ["готик-металл"] (Type O Negative, Tristania, Lakuna Coil, HIM, the Rasmus, Nightwish, Lacrimosa и т.д. и т.п.), покоривший сердца и уши лиц, стремящихся присоединиться к интересной субкультуре, но не признающих жесткости классического готик-саунда. Данные группы, по сути своей не относящиеся к готике, породили термин Shwarze Szena – тёмная сцена.

На пороге современности

     К середине 90-х часть старых, известных групп продолжили радовать фанов своим творчеством (которое можно назвать "хорошо забытым старым") и концертами. Одновременно готическая субкультура переходит в стадию своеобразного андеграунда. Но, даже несмотря на период застоя того времени, периодически появляются новые, качественные группы, играющие по всем законам жанра готического саунда. С наступлением 21-го века начала четко прослеживаться тенденция к возрождению традиций (revival) первых двух готических волн. Возвратился интерес к звучанию 80-х, имиджу и прочему стаффу старой школы.

     Представители третьей волны (середина 90-х) и "эпохи возрождения" (начало 21 века):

The House Of Usher, The Ghost of Lemora, The Last Dance, Cinema Strange, Joy Disaster, Deadchovsky, Inkubus Sukkubus, The Daughters of Bristol, Gotterdammerung, Golden Apes, Ikon, Still Patient, Cauda Pavonis, The Prids Children on Stun, Reptyle, Switchblade Symphony, London After Midnight, Love Like Blood, Black Ice, Rosetta Stone, Vendemmian, Elusive, The Shroud, ect.



Волны of Gothic Subculture:

     Первая волна: конец 70-х - начало/середина 80-х, Пост-панк (Post-punk), Гот-рок (Goth rock) – Европа. Десрок (Deathrock) – Америка.

     Вторая волна: середина 80-х - начало 90-х: Готик-рок (Gothic rock), холодная волна (Coldwave). Начало 90-х – пик моды на Дарк Вейв (Dark Wave).

     Третья волна: начало/середина 90-х – наши дни. Развитие около- и псевдоготических стилей. Возрождение моды на саунд 80-х.

Мифы и реалии сегодняшнего дня

     Готика – это, прежде всего, музыкальная субкультура. Она заключается в музыке, тусовках определенного типа и имидже плюс разно-векторные мысли и идеи, высказываемые различными коллективами в определённые промежутки времени их творчества.

     Многие интересуются, как музыкальная субкультура Готика связана с готической архитектурой средневековья. Всё очень просто. Дело в том, что слово готика, кроме перевода "варварский, вандальский", имеет ещё значение "непохожий, чуждый". Готическая архитектура была не похожа и чужда классической архитектуре того времени (mid. age) И, как я уже говорил выше, назвав музыкантов того времени готами, журналисты имели ввиду, что они были чужды BBC’шному мэйнстриму в виде новых романтиков и других, столь модных в то время течений. Вот такое вот параллельно-переносное сравнение.

     Некоторые индивиды заявляют, что они являются так называемым готами в душе (или в дУше – своеобразная игра слов lol). Они отличаются тем, что предпочитают слушать абсолютно стороннюю (готик-металл, индастриал, вэмпайр-металл, паган-металл, и т.п.) музыку и совершать неадекватные поступки (играть в вампиров, страдать тафофилией, искать смысл жизни в магии и оккультизме). Если вы встретите таких людей (а вы наверняка встречаете их очень часто), знайте, что в 99.9 % случаев перед вами позёры готической субкультуры, которых презрительно именуют херками (от американского варианта названия группы HIM – HER), baby bats, mansonites и т.д. и т.п.

     Вероятно, вы также слышали миф о том, что готы в большинстве своём – сатанисты, что они устраивают оргии на кладбищах, жгут церкви, пьют кровь, прославляют сатану и т.д. Как бы вы были наивны, если бы поверили в этот вздор. Но, к сожалению, мы вынуждены признать – подобное мракобесие имеет место среди тех, о ком я писал в предыдущем абзаце – херок и т.п. Тем не менее, я убедительно прошу вас не смешивать эти понятия воедино – готы и херки придерживаются кардинально разных позиций мышления и действия.

     Хотя, если вы верите в этот абсурд (готика в дУше, готика aka сатанизм и т.д.) знайте, что вы попали под пресс идей, полностью извративших готическую субкультуру в СНГ с точностью да наоборот. Примером этих идей может послужить сайт Готик.Ру и некоторые другие сайты и сообщества, называющие готической “почти любую музыку”, не обращая внимания на стиль, и относя к жанру Готика всё, начиная от классической музыки (Бах, Моцарт, Бетховен), заканчивая современными поп-рок группами, имеющих уклон в тёмную сцену.

     Конечно, это есть в корне неверно, ибо, как я уже сказал выше, Gothic – это музыкальная субкультура с укоренившимися стилями и своими законами жанра. (Если вы всё ещё не поняли, что представляет собой готическая субкультура, рекомендую вновь прочесть статью и прослушать примеры групп, покуда не поймёте, что есть что).

Эпилог

     Наверное, не стоит надеяться на то, что после прочтения данной статьи представители готической субкультуры тут же бросятся каяться к стопам идолов готики – Эндрю Элдрича, Сьюзи Сью, Питера Мерфи, Роза Вильямса и прочих-прочих. Более того, я могу согласиться с тем, что каждое мнение имеет право на существование. И, тем не менее, являясь своеобразным нацистом от музыки, хочу напомнить, что поток гнева будет просто убийственной силы, если мы назовем чёрное – радикально белым. Господа, давайте уважать субкультуру, её историю и называть вещи своими именами!

:: Фотогалерея к FAQ'у ::


---

С уважением, Alexander ShadowKeeper — автор статьи-FAQ'а ©, 2008

---

Источник: Запорожский готический портал

Перепечатка материала разрешена указанием прямой индексируемой ссылки на источник.


Посетите наш форум
 
Главная Новости MP3 Фото и картинки Литература Гот FAQ Форум Гостевая Партнеры О нас/Контакты
 

© Запорожский готический портал Gothic.zp.ua 2008-2011