Литературные произведения Запорожского готического портала
Ирина Хомын «Сакрал» - Путями раннего Бальзака?
- Хто ви, в біса такий? – не витримала
Тереза. – Який, до дідька етикет? У мене життя стає схожим на статтю з
«Интересной газеты» в стилі
містики!
Ирина Хомын - Сакрал
Роман «Сакрал» Ирины Хомын, напоминает творчество Оноре де
Бальзака. Вот только не того Бальзака – титана, который удивил Францию и Мир
своей «Человеческой комедией», а Бальзака молодого гонящегося за коммерческим
успехом и славой, на скорую руку написавшего несколько малоценных готических
романов, которые он безуспешно хотел опубликовать у известных издателей.
Трудно сказать определенно, толи издатели современности себя в
грош ни ставят, толи «пипл готов хавать» все на свете, толи классические
критерии критики и эстетики нынче в забое, но роман Ирины Хомын «Сакрал» не
только опубликован, но он еще и стал, не много ни мало, номинантом конкурса…
Это – одно из лучших произведений! А какие тогда худшие? Просто
набор слов с претензией на смысл, структуру и концепцию? Нет, нет, я не в коем
случае не выступаю за цензуру. Я выступаю за здравый смысл. Редактора и
издатели, к сожалению, видно просто разучились «указывать на дверь» молодым и
«перспективным» литераторам.
Хотя, этим самым литераторам, тоже нужно отдать должное, они
теперь – самые что ни на есть универсалы, в одном романе тебе и стихи и проза,
интересно, как там еще авторских рисунков не оказалось или диска с атмосферной
музыкой собственного авторства… Да и в аннотации написано творчество для автора
– крылья… Вот только крылья, как известно, разные бывают… Впрочем, перейдем к
непосредственному обозрению произведения.
Типичный шаблонный готический роман, о чувственной и художественно
одаренной девушке . предстающей перед страшной тайной и разрешающей ее.
Реализация концепции готического романа более чем банальна, особенно это видно
на уровне локаций: старый дом в провинции, подземелья оперного театра,
традиционный дом с камином, проклятый дворец (во сне главной героини – Терезы).
Обыгывается тема - "вода на дом", удаленности от
цивилизации, добровольного отчуждения от общества. Также не дают
разыграться воображению проявления потустороннего: приведения, демоны, злодеи.
Все это уже было, и, было в гораздо более интересных редакциях.
В
основном используются односложные, просторечные словечки и обороты, сравнения,
вместо художественного стиля речи, почти повсеместно – разговорный. Витиеватая
манера повествования, излишняя детализация. Моментами автор прибегает к простой
механической описательности. Банальные, предсказуемые и художественно блеклые
женские переживания «чувственной девушки». Сюжет, строящийся, по сути, на образе
главной героини и ее, как бы, богатом внутреннем мире. Сильно ощутим ненужный и
неоправданный пафос значимости, глубины, высокой философии. На деле
примитивнейшие диалоги часто об обыденных вещах, которые запросто могли бы
произойти между, к примеру, ларёчными торговками. Достаточно слабо выписаны
персонажи. И хоть хэппиэнда в романе нет, итоги всему подведены крайне невзрачно
и как-то сильно уж по-детски, слишком наигранно, наивно.
Итак, как мы видим, ничего выдающегося не наблюдается, но кругом
витает уверенность в добротности произведения в эго элитарности. Можно
резюмировать, что произведение пригодное лишь для всеядного обывателя, которому
все равно какую книгу поглотить на завтрак...
Vasyl Cothurnatus
Источник: Запорожский готический
портал
Перепечатка материала разрешена с указанием прямой индексируемой
ссылки на источник.