Литературные произведения Запорожского готического портала
Фильм Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (Носферату: Симфония ужаса.) (1922)
Когда-то доводилось в документальных фильмах слышать такое современников немого кино, что когда появится звук – кинематограф умрет. Сегодня такое утверждение кажется парадоксальным и причудливым. Однако, таким оно кажется пока самолично не прикоснешься к таинству немого кино. В те времена, когда снимать было дорого, долго и сложно речь не могла идти не только о «киноляпах», но даже о съемке бездумных однотипных «штопанок»… В те времена снимали мало, но крайне осознанно и качественно. Вероятно, именно по причине жесткого отбора специалистов и материала немало лент, которым уже, без малого по веку, до сих пор вызывают восторг у ценителей высокого искусства.
Название этого фильма предельно четко очерчивает тематический спектр этого кинопродукта. Нужно ли уточнять кто такой Носферату? Вспоминать Стокеровского «Дракулу» пересказывать один из величайших готических сюжетов за всю историю человечества? Думаю - нет. Однако, непременно, стоит разобраться кто, как и зачем снимал данную картину, попробовать определить конъюнктуру того времени.
Дата 1922 год связана в истории Германии с периодом Веймарской республики. Именно в этот исторический период, когда немецкое оружие, проиграв, фактически попало под запрет, Германия ушла в миры высокого искусства и науки. Расцвело немало прогрессивных на то время художественных течений и движений, появилась мода на культурный плюрализм и свободу индивидуального развития.
Фридрих Вильгельм Мурнау рискнул и снял картину «Носферату: Симфония ужаса» в авангардной экспрессионистской манере. В этом фильме он с потрясающей ловкостью соединил традиционную холодно-аристократичную британскую готику с немецкой новаторской гиперэмоциаональностью. Прекрасно созданную атмосферу этого фильма подчеркивает то, что кадры в разных местах раскрашены в разный цвет.
Стоит также отметить, что этот шедевр мирового кинематографа как и многие другие стал достаточно скандальным. Вероятно в виду экспериментального характера задумки господина Мурнау вдова Стокера – Флоренс наотрез отказалась предоставлять право на экранизацию, Фридрих Вильгельм же, слегка переделав сюжет и сменив имена, все снял. Флоренс Стокер в свою очередь в судебном порядке добилась изъятия всех копий фильма тем самым, разорив кинокомпанию «Прана кино». К счастью на тот момент фильм уже получил мировое признание, и кануть в Лету ему - было не суждено.
Фильм, вне сомнения, входит в золотой фонд готического кинематографа.
Vasyl
Cothurnatus
Источник: Запорожский готический
портал
Перепечатка материала разрешена с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.