Литературные произведения Запорожского готического портала
Вячеслав Бутусов, Николай Якимчук - Антидепрессант - Яркий образец темного, и не только, постмодерна.
Наступили дурманные дни. Зябко и пасмурно на душа. За окном обыкновенное межсезонье. Унион сидит под куполом и уже не смотрит на тучу за стеклом, и не смотрит на эти пупырышки, прильнувшие к стеклу и беззвучно взирающие на его сутулую спину. Вон отвернулся и делает вид, что непричастен ко всему. А ведь это непосильный труд - учесть все, чтобы все без исключения оставит, без внимания. И чем больше вон делает вид, что вон сторонний наблюдатель, тем скучнее и непонятнее ему становится. Как же можно пытаться наблюдать, за чем нибудь не глядя, а только выстраивая предположения? Но это все дурман. Нужно повернутся к этим капелькам, присмотреться к им , может они принесли что-то очень важное.
Вячеслав Бутусов - Дни Дурмана (из книги В.Бутусова и Н.Якимчука «Антидепрессант»)
Сразу после развала СССР немало специалистов по культурологии и музыковедению исследовали феномен так называемого “Русского рока”. Большинство научных работников, которое как было видно из многочисленных телепередач и документальных фильмов по этой тематике, склонялись к тому, что “русские рокеры”, это своего рода неодиссиденты - прогрессивные, предельно западизированные, аморальные и асоциальные. Исследователи наперебой утверждали, что главная их цель была не что иное как уничтожение Советского Союза, а их лирика - сугубо социальная и из-за этого факта к вечному отнести ее можно весьма условно. В их теорию под амплуа второстепенного “борца с режимом” благодаря песне “Скованные одной цепью” попал и Вячеслав Бутусов.
Хотя, как мы уже убедились, советская система свое отжила, а рок, никуда не исчез, и наоборот стремительно развивается - очевидно, рок культура оказалась намного глубже и тоньше, чем она представлялась ученым. И цель рока совсем другая - борьба с духовной убогостью, низкой человеческой стадностью, серостью, провинциальностью. Вне всяких сомнений, Вячеслав Бутусов, как художник, оказался намного более сложным, чем какие-либо неправильные и максимально упрощенные “научные” восприятия этого выдающегося музыканта и мастера слова. Так сегодня можно с полной уверенностью сказать, что Вячеслав Бутусов уже давно не вписывается в границы исключительно понятия “русского рока”. Так, уже на первых профессиональных этапах его творчества в составе группы “Наутилус Помпилиус”, в его творчестве были заметные готические тенденции (в песнях: “Огород братской любви”, “Падший ангел”, “Я хочу быть с тобой” и др.). В период с 1993- 1997 количество хитових готических и “dark mood” песен Наутилусов существенным образом увеличилась, в связи с этим можно сделать вывод об ощутимом влиянии этой группы Вячеслава Бутусова на развитие отечественной и русской готической культуры и готических культур других стран СНГ. В то время были созданы такие шедевры как “Крылья”, “Дыхание”, “К Элоизе”, “Зверь”, “Умершие во сне”, “Бегущая в даль”, “Нежный вампир”. После распада команды “Наутилус Помпилиус” пафос творчества Вячеслава Бутусова коренным образом изменился. Он снова возвратился к традиционному для себя “русскому року”, вместе с этим, следует сказать, что в музыкально-текстовой концепции его новой группы “Ю-питер” появилось какое-то гипертрофированное стремление к позитиву, это видно даже по обложкам их альбомов. Вероятно, эта последняя тенденция и помогла Вячеславову Бутусову и группе “Ю-питер” “втиснуться” в POP формат и получить несколько авторитетных попсовых премий (например, премию “Золотой Граммофон”). Впрочем, как по мене, не стоит обвинять Вячеслава Бутусова в окончательной коммерциализации его творчества. Песни “Песня Идущего Домой” и “Девушка по огороду”, несмотря на свою внешнюю простоту, которая и “подкупила” миллионы слушателей массовокультурной музыки, довольно символические, постмодерные и, безусловно, содержательные. Вероятно, в своем новом творчестве Вячеслав Бутусов окончательно переходит от символизма к постмодерну. В последних альбомах есть, например, песня “Из реки”, которая, по сути, является определенным компромиссом Бутусова-символиста и Бутусова - постмодерниста. Впрочем, есть и сугубо постмодернистские песни такие как, например, “Звездочка”.
Тенденции в музыкальном творчестве культового рок-музыканта почти полностью повторяются и в его литературных работах. Сегодня Вячеслав Бутусов автор двух книг “Виргостан” (2007) и “Антидепрессант”(2007).
На создание первой книги у него ушло 10 лет. Дебютная работа Вячеслава Бутусова включает три произведения: «Верика», «Состояния (Состояния)» и «Виргостан». Первое, по определению автора, это - «жизненная буквальная сказка», второе - « малый толковый сопроводитель заповедными жизненными состояниями», а третее - «жизненный клочковый роман». Книга Вячеслава Бутусова "Виргостан" готовилась к изданию на протяжении трех месяцев и была презентована в Екатеринбурге. Как рассказал писатель Андрей Матвеев, сначала Вячеслав хотел выдать книгу анонимно, но потом планы изменились, и издание вышло под настоящим именем автора. «Эта книга определенных состояний текстов, которые я когда-либо написал», - прокомментировал на пресс-конференции Вячеслав Бутусов. Первая книга главным образом символического характера.
Вторая книга Вячеслава Бутусова “Антидепрессант”, написанная в соавторстве с талантливым, но известным в узких кругах писателем Николаем Якимчуком.
У этой книги интересна даже предыстория. Бутусов и Якимчук никогда не сотрудничали и вот - рискнули. Знакомы они были давно, но их прозаичный дуэт образовали только где-то два года назад, встретившись где-то в Царском Селе, где оба проживают. Известно, что сначала Якимчук предложил возродить эпистолярный жанр в натуральном виде: т.е. брать в руки гусиное перо и писать им на листы, потом запечатывать в конверт и прибегать к помощи мальчика на посылках. Оба сначала заинтересовались, однако лень-матушка взяла верх, и они перешли к e-mail переписке. Уважая талант прозаика, Бутусов послал соседу свой рассказ на редактуру. А тот, недолго думая, попросил Вячеслава отредактировать свои работы.
За два года набралась интересная книжка, которая состоит из общей
прозы художников слова; прозы каждого из них: прозы Якимчука в версии (редакции)
Бутусова, стихов и песен Вячеслава, а также общих стихотворений. Первое название
книжки - «Со-искания». К полному комплекту в оформлении «соискатели» представили
еще на форзацах фрагменты своих изобразительных
работ.
Рассказ о форме и содержании бутусовской части книги
“Антидепрессант” можно начать с поэтической импровизации в духе некоторых
стихотворений из этого издания.
Например:
Антидепрессант
Анти
Депрессант
Антидепрессант
Депрессант
Анти
Именно похожие на этот уж слишком эпатажные стихотворенья-шутки в духе корявого
раннего постмодерна вероятно и должны были создавать заявленную в аннотации
“тихую епатажность”. Ну вот, к
примеру:
***
– Коле снится! Коле снится!
– Что же все же Коле снится?
– Колесница, колесница!
– Когда снится колесница,
– Пусть уж лучше вон проспится
Или вот:
***
Мальчики насупились,
Девочки отчаялись,
Ешьте дети больше супа,
Пейте больше чаю
Или вот:
***
Всадницы на лошадях
Словно рыбы восседают
Не знаю как вам, а я вижу в этих строках здесь лишь сухой эпатаж, которого за еще не давнее, но довольно плодотворное существование постмодерна и без того было если не с лишком, то точно вдоволь. Впрочем, книга, к счастью, включает в себя еще много чего. Это, например, интересные совместные стихотворения Бутусова и Якимчука, их общая чудесная проза, интригующие интеллектуальные прозаичные портретные зарисовки из жизнь великих людей Якимчука, проза Вячеслава Бутусова, которая радует специфической постмодернистской изобретательностью и глубиной раскрытия разных сверхсложных вопросов, которые по сути вечные. Я специально начал обзор книги “Антидепрессант” с того, что показалось мне в некой мере неуместным, так как большая часть книги все таки больше философская, экзистенциальная даже, моментами, готическая, а не исключительно постмодерна. Эту книгу надо читать “между строк” от начала и до конца. Я категорически не согласен с мнением рецензентки Екатерини Тимофеевой, то есть с тем что: “...Содержания просто нет, так же, как нет и сюжета, и жанра...” Содержание в книге есть, безусловно - прежде всего, идейное - “в жизни всегда есть место чуду” - это главная идея книги, причем чудо здесь понимается не только как что-то положительное, а и как что-то отрицательное, но такое, что случается не каждый день, все довольно натурально. Хорошо, пусть, главного сюжета и нет, но книга - сборник, т.е. стержневого сюжета может и не быть, а сюжеты каждого маленького произведения - однозначно присутствуют. Относительно жанра - можно предположить, что это сборник постмодернистических рассказов и стихов. Впрочем, все “отсутствия, « которые будто заметила обозревательница можно как-то логически увязать только с прозой Вячеслава Бутусова. Большая часть, которой все таки скорее удачные психологические эссеистические записки, чем комплексные рассказы, а одно произведение которое называется “Вопль” вообще даже хуже чем тот “плоский” постмодерн, который уже цитировался, оно занимает страницу и состоит исключительно из букв “а”. Довольно, оставим эпатаж и хотя бы на миг погрузимся в мир прозы Вячеслава Бутусова: “ Внутри меня что-то умерло, и, когда из меня вычистили и выскоблили грязь, я стал пустой, как ракушка. Но это не только неприятно, но и очень опасно - носит у себя пустоту. Рано или поздно эту пустоту заполнит случайный мусор или, того хуже, - какое-нибудь чудовище. Если я буду стараться, я смога привлечь на жительство какое-нибудь симпатичное существо. Казалось бы, какая разница, кто живет у тебя, лишь бы организм существовал. Но ведь хочется, чтобы в тебя заботились, а не разрушали...”
Или вот:
“Человек с перевернутой головой без подсознания. Вон смотрит на меня, перевернутого, и сочувственно улыбается. Мнет его улыбка кажется скорбной, хотя глаза его по-своему улыбаются. Похоже на своеобразную маску трагикомедии.
Наверное, ему снятся легкие сны, этому человеку с тяжелой судьбой. ”
Ну, разве это не чудесно? Ну, разве это не очаровательно?
Относительно рифмованных работ Вячеслава Бутусова, вероятно стоит подметить, что среди текстов его песен и поэтических постмодернистических экспериментов встречаются очень интересные стихи, например:
***
Я начну сначала
Я начну с лица твоего
Нарисую твои глаза
И покроя истинным светом
Остальное в тени
Как в кино без экранного звука
Как в любви на экране небесном
Охраняется лучь золотой
Непременным суровым законом
Вот неверных ехидных услуг
Часть книги Якимчука состоит из прозаической “портретной галереи”, собранной из маленьких рассказов, в каждом из которых речь идет о какой-то известной личности. Эти рассказы большей частью интеллектуально-постмодернистические, хотя в рассказах “Андрей Белый”, “Джордж Харрисон ”, “Константин Бальмонт”, “Леонид Андреев”, “Мацуо Басе” заметны экзистенциальные, и даже готические мотивы. Например, в рассказе “Мацуо Басе” где старость мастерски объединяется с осеннюю: “Вот уходим - и я, и осень, - Бас тяжело опирался на кипарисовый посох, листал короткими, выцветшими, чуть голубоватыми глазами. ”
О прозе Якимчука отредактированной Бутусовим, следует сказать, что она в определенной мере суголосна “не лучшим” литературным поискам Вячеслава Бутусова и, к сожалению, большинство рассказов кажутся сугубо пусто-эпатажными... Например, это:
Короткий Роман.
Вон и она
Мужчина и женщина.
Чем короче роман,
тем лучше
для всех
участников пиршества
Впрочем, среди “постмодернистических шалостей” можно отыскать и довольно логичные и последовательные, хотя и постмодернистские по оригинальности идеи юмористические произведения, из которых к слову еще и на 100% состоит общая проза Бутусова и Якимчука. Наверное, именно благодаря этим произведениям книга и получила название “Антидепрессант”. Вот одно из этих произведений (“Восточный царь Саул съел саксаул”) из раздела “Николай Якимчук, редакция Вячеслава Бутусова”:
“Восточный царь Саул съел саксаул.
-снято! - крикнул режиссер театра и кино Модин Лев Модестович.
Съемочная группа облегченно вздохнула. Ведь это был уже двести пятьдесят седьмой, на этот раз удавшийся, дубль. И - семнадцатый по счету дублер царя Саула.
Предыдущие едоки саксаула подались кто куда: одни побежали в пустыню, другие - в политику.
А что вы хотели?
Искусство требует... Жертв. ”
Общая же поэзия Бутусова и Якимчука имеет несколько сырой вид. Непонятный стихотворный размер и то, что слишком уж абстрактные картины рисует воображение при чтении ...
Например:
Пока я царил на розовом облаке,
Вспомнил всю жизнь свою ясноглазую,
Вдохнул свет счастья без горечи.
Родники его, смыслы, наития.
Его тропы рассветные, хвойные...
Брызги лета брусники спелой.
Я считаю, книга
получилась весьма интересной, впрочем, местами она чрезмерно эпатажная и уж слишком
экстравагантная, хотя не исключено, что это может быть и преимуществом. Книга
нестандартная, уникальная, а значит настоящая с точки зрения искусства.
Vasyl Cothurnatus