Литературные произведения Запорожского готического портала
Лев Сиднев - Приключения кота Бегемота – своеобразная концепция готического юмора
…Слабонервных, маловерных и слаборазвитых прошу удалиться, – торжественно провозгласил Бегемот.
Лев Сиднев - Похождения кота Бегемота.
В связи с стремительным развитием готического движения в последнее время среди разных видов юмора начали выделять и готический юмор. Этот вид юмора еще недостаточно исследован. Не смотря на немалое количество произведений очень тяжело найти критический материал, а еще тяжелее найти такой критический материал, на который можно было бы ссылаться.
К счастью, такой материал существует. Так в одном авторитетном готическом FAQ была осуществлена попытка рассмотреть это явление: “Юмор у готов довольно специфический, или это сугубо черный юмор, или это шутки по поводу сути субкультуры. Если рассмотреть готические "юмористические" сайты в Интернете, то мы найдем немало сайтов, посвященных черному юмору во всех его проявлениях, но намного более интересны для нас сайты, которые иронизируют над готами и готической субкультурой.” Следует сказать, что, в целом это мнение верное. Впрочем, приметим, что сайты готического юмора - преимущественно англоязычные, и автор этого FAQ довольно несправедливо не включил в понятие готического юмора сатирический компонент. Сатирический характер готического юмора хорошо виден, например, в этом готическом анекдоте:
Сидит гот на берегу реки и рыбачит.
Идет мимо него гопник и думает: сейчас прицеплюсь и спрошу, ловится ли рыба. Если скажет "да", то скажу, что он всю рыбу абсентом переманил к себе, и побью, если "нет" - скажу, что распугал макияжем, и тоже побью.
Подходит.
- Гот, а гот, как рыбка?
- (молчание)
- Я спрашиваю, как рыбка?
- (молчание)
Прошло полчаса
Гопник (измучено, в тысячный раз):
- Гот, а гот, как рыбка?
- (молчание)
Гопник:
- Тоже вариант...
Как известно у каждого из нас юмор разный... Но следует признать,
что существуют некоторые юмористические образы, которые воспринимают все без
исключения... Можно сказать, наверное, что такое существует и в готическом юморе
- это уже классический образ черного юмора, с четкими и сразу заметными
ироничностью и сатиричностью. Например, литературные персонажи из романа
М.Булгакова “Мастер и Маргарита” - “сладкая парочка”: ассистенты Воланда - кот
Бегемот и Коровьев. Коровьев запоминается,
как образ романтического и даже чуточку сентиментального зла... Вместе с
тем кот Бегемот - придирчивый сатирик, галантный мерзавец который любит
поиронизировать. В нем сконцентрирована вся народная суеверность и весь
околорелигиозный мистицизм, связанный с черными котами, которые переходя кому-то
дорогую всегда служат причиной отрицательных последствий. Безусловно, Бегемот
без Коровьева выглядит несколько цинично, но благодаря тому, что образ этого
демонического кота намного сложнее, именно этот персонаж четче запоминается
читателю.
Не удивительно, что именно кот Бегемот стал героем повести Л. Сиднева. Рассказ об этой повести можно начать с аннотации к книге: “Читателя ждет новая захватывающая встреча с героями “Мастера и Маргариты”. Даже силы зла возмущены тем, что происходит в нашем современном обществе, и вступают в борьбу с теми, кто правит бал. Не только действующие лица роднят повесть “Приключения кота Бегемота” и роман “Мастер и Маргарита” но и высокий художественный уровень, а также философсько-критическое видение мира авторами этих произведений. ” И в самом деле, повесть получилась довольно интересной и необычной... Интригует даже самое построение сюжета: вместе с котом Бегемотом читатель странствует как географически, так и во времени, встречается с простыми людьми, гениями и мерзавцами прошлого и современности...
Повесть состоит из 15 глав. Десять, из которых преимущественно посвященные проблемам современности. И пять - разным значимым историческим событиям. Из четырех, уже приведенных прежде компонентов готического юмора, присутствуют три - черный юмор, ирония и сатира.
Комичность этой повести базируется преимущественно на черном юморе, впрочем, в произведении немало иронии и сатиры. Сам черный юмор довольно нестандартный и своеобразный, классический черный юмор можно найти только в нескольких местах, например вот здесь:
“С чего вдруг, но она спросила своего пациента: “Кто вы?”. Спросила на немецком языке. И услышала ответ: “Я Рафаэль Зибель, солдат фон Манштейна, я похоронен в общей могиле, я шестьдесят лет лежал в русской земля, не знаю, кто и зачем меня воскресил”.
Уже вот такого ответа волосы могли встать дыбом, но то, что произошло потом, не только врача, но и милиционеров повергло в ужас. За несколько секунд солдат, которого успели раздеть для осмотра, стал стремительно меняться, проходя все стадии превращения трупа, и превратился, наконец, в скелет. Врач здесь же ввалившаяся в обморок, один из милиционеров потерял дар речи, другой, простите за физиологические подробности, обмочился. Но это еще не все. Кости скелета оказались каким-то образом прочно соединены и обладали несвойственной мертвой ткани подвижностью. Скелет поднялся с носилок, клацнул челюстью, ухватился костяшками пальцев за ручку двери и легко открыл ее. Потом ловко выскочил из машины и побежал прочь, звонко цокая по асфальту.”
Главная идея произведения – нет ничего худшего, чем бездуховность. Даже пусть и абсолютное, но интеллектуальное и духовное зло в виде демона - кота Бегемота намного более привлекательное, чем та бюрократическая, номенклатурная и олигархическая тупую и бездуховную сволочь, которая за спинами выдающихся политиков и честного народа воспользовавшись эйфорией больших свершений и перестроечной анархии получили свои места “под солнцем” и теперь уже ничего не боится...
В этой повести зло исповедует настоящие духовные ценности, совершенствуется, общаясь с большими философами, не стыдится заниматься самовоспитанием, вместе с тем современные чиновники и богатеи живут сугубо земной материальной жизнью и еще и “учат” окружающих своим низким принципам... Добро в этой книге представлено искренними и честными людьми и Богом. Образ Бога раскрыт через призму восприятия демона Бегемота, для которого Бог - это отстраненная сила, которая непонятно зачем творила чудеса, которые человек не смог постичь и наивно хотела спасти всех.
К сожалению не особо уместным в этой повести, кажется пропагандирование одних политических идей и критика других... И, по мнению автора рецензии, не весьма корректно было вводить в сюжет реальных исторических лиц: настоящего Станислава Шушкевича, Бориса Ельцина и Леонида Кравчука...
Но к счастью эти политические раздумья автора занимают только две
главы... Другие же 13 глав порадуют вас остроумием и оригинальностью утонченного
готического юмора.
Книгу можно приобрести по адресу:
69032, г. Запорожье, ул. Макаренко, 13, фирма “ТАТА”
Тел.: (0612) 212-56-39, 212-56-42, 212-56-43.
E-mail: tatazp@hotmail.zp.ua
Vasyl Cothurnatus