Готический портал Запорожья  
 
Главная Новости MP3 Фото и картинки Литература Гот FAQ Форум Гостевая Партнеры О нас/Контакты
 
 

Литературные произведения Запорожского готического портала

Готический роман: концепция и лучшие образцы

Готический роман, это жанр прозы, пользовавшийся большим успехом в конце XVIII века.

Сюжет готического романа завязан на тайне пропаже кого-то, неизвестном происхождении, нераскрытом злодеянии, коварном отборе наследства. Обычно берется сразу несколько тем такого рода. Раскрытие тайн происходит только в самом конце. К ключевой тайне прибавляются и всякого рода второстепенные при раскрытии которых интрига тоже держится до последнего..

Постепенно создается удручающая атмосфера ужаса и внутренней паники и в готическом романе хорошо заметен нескончаемый ряд угроз спокойной жизни, здоровью и чести персонажа.

Жуткие локации служат для поддержания ощущений таинственности и страха. Традиционным антуражем для готического романа выступает покинутый, и уже несколько изуродованный временем древний, обычно средневековый, замок или монастырь, мрачными коридорами, секретными комнатами и слугами-пронырами. Для нагнетания используются мистические натуралистические эффекты: вой ветра, бурные реки, темные, непролазные, леса, пустыри, а также разрытые могилы, короче говоря, все, что может вызвать чувство тревожности.

Главный персонаж первых готических романов – девушка. Эта девушка приятна во всех отношениях и после удачного преодоления сюжетных трудностей щедро вознаграждается судьбой. Среди прочих романтических героинь она отличается, тем качеством, которое в XVIII в. определяли как «чувствительность». Она любит предаваться раздумьям в одиночестве; часто плачет, а в волнующее мгновение может упасть в обморок.

По мере того как готический жанр развивался злодей все больше вытеснял героиню из центра внимания читателя. В поздних произведениях этого жанра он является уже чуть ли не главным героем.

Все это в принципе было и до появления готического романа, впрочем, определенный шаблон-стеретип готической литературы был сформирован именно авторами готического романа. В самом первом романе получившим определение готический, Замок Отранто (1764) Горацио Уолпола, комбинация этих элементов была применена в не особо ясном сюжете, а впечатлительной барышне главной героине из все передряги помогли перенести сверхъестественные силы.

После громкого дебюта готический роман на некоторое время вышел из моды, пока в 1777 году не была издана книга Клары Рив «Старый английский барон» (Old English Baron). В этом произведении новаторский элемент заключался в том, что всем мистическим событиям романа в конце была дано худо-бедное рациональное объяснение. Статус самого культового литератора жанра готический роман, безусловно, принадлежит Анне Рэдклиф (1764–1822). В период с 1789 по 1797 она создала пять готических романов, четвертый из которых, Тайны Удольфо (1794), до наших дней признается лучшим произведением жанра.

 Вероятно оценив преимущество сюжетной концепции Рив, Анна Радклиф заканчивала романы материалистическими объяснениями того, что имело вид сверхъестественного. Монах М.Г.Льюиса (1796) был, судя по всему, написан под впечатлением от «Тайн Удольфо», но символы порока и чрезмерность насилия в нем оказались перегибами даже для самых верных поклонников жанра. Эта работа стала самой шокирующей в рамках жанра – готический роман.

На рубеже XVIII–XIX вв.готический роман стал, по сути, массовой литературой и его начали писать воистину в индустриальных масштабах, в основном это делали анонимно и книги были типичным ширпотребом. К этому времени интеллектуальная элита уже не увлекалась готическим романом. В романе «Нортенгерское аббатство» (1818) Джейн Остин высмеяла его влияние на образованных людей, а особенно на юную их часть. Но несмотря, ни на что появлялись новые, действительно достойные готические романы. Среди них особенно яркими оказались «Франкенштейн» (1818) Мэри Шелли и «Мельмот Скиталец» (1820) Чарльза Мэтьюрина. «Падение дома Эшеров» (1839) Эдгара Алана По. К началу ХХ века традиция была продолжена произведениями «Остров доктора Моро» (1896) Герберта Уэллса, «Дракула» (1897) Брэма Стокера и рассказами У.Деламара, А.Блэквуда, Исака Динесена (творившего под псевдонимом Карен Бликсен).

Так, опыт готического романа основательно использован в первых романах У.Годвина и Ч.Б.Брауна. Лучшие образцы использования готических элементов можно найти в «Грозовом перевале» (1847) Эмилии Бронте, «Маркгейме» (1887) Роберта Стивенсона и «Повороте винта» (1898) Г.Джеймса.

 

Vasyl Cothurnatus

 


Посетите наш форум
 
Главная Новости MP3 Фото и картинки Литература Гот FAQ Форум Гостевая Партнеры О нас/Контакты
 

© Запорожский готический портал Gothic.zp.ua 2008-2011