Литературные произведения Запорожского готического портала
Валентин Терлецкий – Рок-н-рол, стакан, кохання – Осознавая сущность рок-н-рола
Попс Всемогутній наступає, його армія велелюдна, він
оснащений найсучаснішими технологіями, він захоплює країну з краю до краю, і
його обійми не розійняти. Він поглинув маленькі й великі міста, але найстрашніше
коїться у столицях. Там Попс збудував свої
резиденції, оточивши їх фортечними мурами байдужості й здрібніння. Його
не перемогти, але битися потрібно, бо повна поразка, наступить лише тоді, коли
аспид оселиться у твоїй душі. Бережи душу, бережи
душу…
Валентин Терлецкий – Рок-н-рол,стакан,кохання.
Украинскому читателю уже давно хотелось чего-то свежего, интересного, в определенной мере новаторского. Казалось уже было все: заплесневелая шаблонная классика и псевдоклассика, бранно-интеллигентная манера модерна, скандальный матюкливо-порнографический и аморально-оригинальный постмодерн. Но нет… На этот раз украинскую интеллигенцию порадовали еще одним «буржуазным чудом» – андерграундным даже в далеких и чертовски свободных и демократических США – рок-романом.
За его написание взялся
известный представитель украинского андерграунда Валентин
Терлецкий. Роман «Рок-н-ролл, стакан, кохання» по жанровому направлению
вероятно лучше всего будет определить как эротически-натуралистический
рок-роман. Почему именно так? Неужели автор плохо справился с написанием
рок-романа? Нет, автор – один из известных украинских рокеров, мастерски, полно
и интересно обрисовал жизнь рок тусовки и собственно своей группы «Декаданс».
Впрочем, в произведении есть немалое количество натуралистических заметок о
неустроенности быта украинцев вообще и запорожцев в частности. Где-то с десяток
эротических сцен, выполненных ну слишком откровенно, почти в духе порнографии,
несколько отводят тему Рок-н-рола на второй план. По правде, книжка больше
напоминает мемуары, чем рок-роман, вся книга - терлецкоцентричная и
валентиноморфная, т.е. автор даже и не старается быть объективным. Он пишет обо
всем через себя, сугубо субъективно. Поэтому и весь рок-н-ролл - как мировой,
так и запорожский - большей частью рассмотрен через философию и творческий рост
Валентина Терлецкого -музыканта и
группы “Декаданс”. Впрочем, не следует игнорировать фактор литературизации, т.е.
определенный момент художественной выдумки - преувеличение или смягчение. Вот и
имеем книжку - интересную, как с точки зрения манеры изложения, так и с точки
зрения скандальности, так как же большинство героев - реальные, а описанных
фактов - кричащие.
Что касается структуры,
это произведение состоит из литературизованих дневниковых заметок и эссе -
небольших философских очерков на определенную тему (например, тему одиночества и
т.п.).
Главная тема этого произведения – рок-н-рольное мировоззрение, а главная идея – изобличение уродства попсы, как метода мировосприятия в реальной жизни и изобличение ошибочного попсового наслоения в понимании сути рок-н-ролла. Если первая часть идеи воплощается прямо, то вторая ее часть имеет символическое воплощение и зашифрованная главным образом в названии романа и комплексном понимании приведенных в романе событий. Формула - «Рок-н-ролл, стакан, кохання», которая использована в качестве названия этого произведения достоверно отбивает опытный вывод автора. При развертывании сюжета автор демонстрирует как положительные, так и отрицательные стороны классической уже формулы рокерского мировосприятие «Sex, drugs, rock-n-roll.». Положительные - это свобода, известность, творчество, ощущение, что ты лучше других, получение кайфа во всех его возможных вариантах. Отрицательными же являются рискованные «спаривания», беспробудное пьянство и духовное обнищание и, как следствие, небрежное отношение к собственному здоровью, смерть от передозировки...
Автор глубинно пересматривает все, что произошло в тусовке где-то за 10 лет: бесчисленные концерты, «сходки», акции, массовые гулянки, трагические и счастливые события, и делает вывод, что главную роль в рок-сознании все таки имеет собственно рок-н-ролл, т.е. - творчество. А sex и drugs - это не больше, чем определенное образное воплощение свободы. Автор находит эту свободу в стакане и любви: в возможности отложить все дела и посидеть со старыми друзьями за рюмкой чего-то крепкого и возможности «отрываться от земли» в объятиях любимого человека. В тексте произведения автор показывает, что прямое понимание лозунгов sex и drugs - попсовое и губительное. Такое понимание первого способствует возникновение душевной пустоты, фатальной для каждого художника , а второго - ведет к полной деградации личности и передозировке.
Итак, перед нами ценная не только художественном, но и воспитательном плане книжка. Автор предупреждает современных и будущих рокеров об опасностях, которые ждут их при самореализации в выбранной эстетической сфере при этом это делается на языке молодежи, без менторского тона и гипертрофированного морализаторства. Книгу, безусловно, стоит читать всем, кто любит рок вообще и группу “Декаданс” в частности. Замечательная книга об Rock-n-roll измерении.
Vasyl Cothurnatus
Источник: Запорожский готический портал
Перепечатка материала разрешена указанием прямой индексируемой ссылки на источник.