Литературные произведения Запорожского готического портала
Готика в архитектуре – предтеча урбанизма
Максимализация романской сводчатой структуры и системы равновесия противодействующих сил – это, по сути, конструктивная система готики. Под максимализацией понимается логическое развитие всех заложенных в конструктивной системе возможностей. Готическая архитектура призвана показать недюженный прогресс техники, которую во времена Средневековья причисляют к одному из наивысших культурных завоеваний. Виртуозность – вне сомнений имеет исключительно положительный характер.
Готика в архитектуре
существует главным образом в рамках новой действительности городов. Вместе с
процессом улучшения благосостояния и способностью его неустанно увеличивать
стабильно растет и количество городских жителей. Заметно появление все новых и
новых ремесленных мастерских. Совершенствуются схемы торговли. Городские общины
работают в направлении специализации и улучшения качества своих товаров, к
повышению уровня ремесленного мастерства, демонстрации успеха в освоении сложных
ремесленных работ.
Проводится политика на централизацию и декорирование городов, вид которых должен удивлять гостей. В центре города, традиционно стоит собор, он заметно выделяется на фоне низеньких домов граждан. Это нечто большее, чем «помпезный колос». Граждане прикладывают все силы чтобы это культовое сооружение было самым лучшим не только в этом городе, а лучшим в принципе. Собор – это индикатор технологической продвинутости, богатства и уровня развития культуры в конкретном городе. Гигантские шпили собора видны даже путникам, являясь своеобразной рекламой города, доказательством его процветания…
Ратуша, обычно не так парадна. Это, пожалуй, результат практических соображений хотя не исключено что в этом факте заключен и некий символизм. Дома влиятельных граждан нередко построены в виде башен, ведь в Средние Века распри и междоусобицы – обычное дело. Даже если планировка средневекового города выполнена как в Древнем Риме ее все равно доразбивают на отдельные участки. Улицы почти не бывают прямыми, рельеф местности и наклон почвы делают свое дело. Наличие перекрестков и иногда причудливое направления улиц служат лишь одной цели – уменьшить поток движения через центр.
Стены тоже образуют достаточно непростую систему, однако, это не связано с улучшением средств атаки. У нас имеются бастионы, дозорные обходы, башни, редуты и остальные средства сдерживания нападения неприятеля, которые спроектированы исходя из важности тех или иных городских объектов, наличия или отсутствия ворот. Их миссия – защита города и близлежащей сельской инфраструктуры его обеспечения, а также поддержание сообщения и при осаде. Тому кто посягнет на мир в городе стены должны внушить мысль о его неприступности.
Картины на которых показаны средневековые города неизменно представляют их в виде основательно украпленной цитадели с зубчатыми городскими стенами, массивными воротами и огромным собором внутри города.
Готическая система
формируется довольно быстро.
Силовые линии, главным образом, акцентируются в крестовом своде. Они выделяются
напоминая каменные ребра, или нервюр, а созданные такой техникой треугольные
секции становятся простой опалубкой. Переработав арабские варианты, поперечные
арки и арки травей приобретают килевидную или стрельчатую форму, это однозначно
придает им высоты и дает возможность варьировать размеры перекрываемого
пространства. Стрельчатая арка образованная благодаря пересечению двух
полуцилиндрических дуг.
Романская архитектура
брала за основу статическое равновесие действия сверху и противодействия снизу.
Архитектура же готики базируется на динамическом контрасте двух противоположно
направленных распоров, их взаимодействие происходит в наивысшей точке, прямо на
вершине стрельчатой арки. Силы тяжести, влекущие вниз, отражаются, как можно
себе представить, в формах, устремленных ввысь. Так как стрельчатая арка вполне
может быть открытой, то травеи, соответствующие стрельчатому своду –
прямоугольны. Это делает возможным изменение пропорционального отношения
главного нефа и бокового.
Концентрация сил в нервюрах превращает свод в фактическое скрещение силовых линий, благодаря этому облегчается вес опорных столбов, превращаемых в скопление опор, берущих всю нагрузку. Координация разных сил сосредоточена на столбах, стены не имеют роли несущей конструкции и фактически исчезают, заменяясь многометровыми окнам с цветными витражами. Стрельчатые своды являются причиной ощутимого бокового распора, который внутри нейтрализуется противоположно направленным распором соседних сводов, а внешне — мощными аркбутанами.
Аркбутаны – это, по
сути, полуарки, которые опираются на контрфорсы, отстоящие от стены насколько
это нужно для придания арочной дуге необходимой длинны. Обычно аркбутаны
расположены двуярусно. Это делается для нейтрализации распора арок центрального
и боковых нефов.
Декор собора в готическом стиле блещет богатством и разнообразием и имеет непосредственную связь с силовыми линиями конструкции. Мощь готической конструктивной системы порождает, как великие космические силы, бесконечное множество существующих природных форм.
Соборные украшения были
предметом оживленной полемики между представителями монашеских орденов и
городским клиром обслуживающим религиозные нужды жителей городов. Первые
настаивали на отражении красоты пропорций и внутренней логики знания и почти не
уделяли внимания украшениям, а
вторые наоборот упор делали на украшения. Декор городских соборов чаще всего был
выполнен в природных, зооморфных или же растительных
мотивах.
Теоретическая основа же оставалась нерушимой: все прекрасное – пропорционально, споры возможны лишь относительно способов воплощения этого свойства.
Vasyl Cothurnatus
Источник: Запорожский готический портал
Перепечатка материала
разрешена c указанием прямой индексируемой ссылки на
источник.